Соловьева О.В. (г. Ставрополь)
ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ – УЧАСТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
УДК 159.93
Аннотация. В статье представлено описание общенаучных принципов, которые легли в концептуально-методологическое основание модели психологической помощи инвалидам – участникам специальной военной операции. Опора на данные принципы позволит более эффективно решать задачи профессионально-психологической реабилитации данной категории
Ключевые слова: психологическая помощь, инвалиды – участники специальной военной операции, профессиональная реабилитация, общенаучные принципы.
В условиях специальной военной операции сотни тысяч российских граждан получили тяжелые травмы и увечья, повлекшие инвалидность, и, следовательно, серьезные сложности в адаптации и социализации к мирной жизни. В этой связи данная категория лиц нуждается в скорейшей реабилитации, в том числе профессиональной, ходе которой психологическая помощь составляет важное звено.
Эмпирическая модель психологической помощи в процессе профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в боевых действиях опирается на ведущие подходы, раскрывающие аспекты деятельности психологических служб, как механизма сопровождения личности, помощи и поддержки в процессе решения различных жизненных задач (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, П.Н. Ермаков, Ю.М. Забродин, Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина, C.B. Недбаева, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и многие др.).
Психологическая помощь и сопровождение в ходе профессиональной реабилитации инвалидов может осуществляться не только в образовательных организациях, но и в организациях социального обслуживания (психологические службы кадровых центров, центров социального обслуживания населения, территориальных центров социальной помощи, социально-реабилитационных центров и др.).
Концептуально-методологический раздел разработанной нами модели содержит цель, состоящую в оказании психологического сопровождения лиц с инвалидностью в области профессионально-психологической реабилитации за счет использования технологий, направленных на решение психологических проблем. В качестве декомпозиции цели на отдельные задачи, мы выделили следующие:
1. Информирование о возможностях профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации, а также получения психологической помощи и сопровождения в этом процессе.
2. Выявление уровня психологического компонента реабилитационного потенциала лиц с инвалидностью (адаптивность, качество жизни, оптимизм, внутри-личностный конфликт, нервно-психическая устойчивость, когнитивный компонент).
3. Выявление мотивов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, личностных и профессиональных предпочтений для определения векторов профессионального переобучения.
4.Осуществление консультативно-терапевтической работы, направленной на устранение факторов, препятствующих профессиональному обучению и помощь в определении траектории личностного и профессионального развития.
5.Проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на решение психологических проблем, затрудняющих профессиональную реабилитацию инвалида [2].
Данный блок модели содержит описание основных общенаучных принципов, связанных со спецификой психолого-педагогических исследований [1].
Раскроем эти принципы, применительно к практической реализации вышеназванных задач.
Принципы детерминизма и развития. В данном случае мы объединили два общенаучных методологических принципа. Первый из которых (детерминизма) предполагает причинную обусловленность психических явлений, т.е. их закономерную зависимость от порождающих факторов, а второй (развития), предлагает рассматривать непрерывность изменений, что отражает непреходящую динамичность психических процессов и состояний в процессе жизненного онтогенеза.
Применительно к инвалидам СВО данный принцип предполагает выявление и установление причинно-следственных связей, которые образуются под воздействием определенных факторов, в данном случае факторов травматического переживания военных событий. Эти факторы могут объяснить ту или иную причину специфического протекания эмоциональных и волевых процессов, определенных состояний, реакций и поведения в целом, которые разворачиваются в динамически изменчивом процессе жизнедеятельности.
Принцип единства сознания и деятельности (поведения). Сознание и деятельность (поведение) находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Деятельность – это активность, направленная на познание и преобразование окружающей действительности. Единство сознания и деятельности заключается в том, что процесс взаимодействия человека с окружающим миром и решения определенных жизненно важных задач происходит посредством сознательных возможностей психики.
Применительно к проблеме профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий данный принцип находит отражение в использовании тех способов действия в учебно-профессиональной деятельности, которые должны привести к полноценному усвоению соответствующих знаний и овладению новыми умениями и навыками, востребованными в профессиональной самореализации.
Принцип целеполагания и мотивации предполагает учет мотивационной составляющей своей деятельности и ее роли в достижении значимых результатов. При этом целеполагание как сложная логико-конструктивная операция по формулированию цели и способов ее достижения является отправной точкой в проектировании своего профессионального пути. Для лиц с инвалидностью, получивших серьезные увечья и ограничения в выборе профессиональных возможностей важно в процессе целеполагания определить конкретность, достижимость, измеримость, значимость и определенность во времени тех целей профессионального обучения, которые приведут их к профессиональной деятельности, удовлетворяющей их жизненные предпочтения, а главное обеспечат возвращение к полноценной жизни.
Принцип гуманизма – это следование общечеловеческим ценностям и идеалам. Его суть – признание своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, как «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Этот принцип имеет особую актуальность в условиях инклюзивного образования. Для всех субъектов инклюзивного образования важно понимать, что главными гуманистическими правилами являются: принятие себя и других людей такими, какие они есть, а также стремление к самореализации, как неотъемлемой части природы человека. В основу данных правил положена идеология, которая исключает любую дискриминацию людей, обеспечивает равное отношение ко всем, независимо от способностей и возможностей. Эти правила согласуются с традицией современной этики, которая по сути выясняет то, что является должным для человека, т.е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия.
В ходе осуществления профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью все субъекты, вовлеченные в данный процесс должны демонстрировать и инициировать в массы отношение к инвалидам, участникам СВО уважение, признание достоинства их личности, их вклад в защиту отечества и доброжелательное к ним отношение.
Принцип открытости и вариативности, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-профессиональной деятельности. Он реализуется на основе результатов диагностики и мониторингового подхода.
Данный принцип в работе с инвалидами СВО позволяет объективно определять традиционные, инновационные и альтернативные формы и способы профессионального обучения и переподготовки с учетом не только возможностей здоровья, но и самочувствия, настроения, активности в определенный момент времени для того, чтобы процесс обучения был максимально комфортным и результативным.
В числе дополнительных принципов следует учитывать такие принципы личностно-ориентированного образования, как принцип индивидуализации обучения, который опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого студента-инвалида на основе результатов мониторинга по определению особых образовательных возможностей и способностей; и принцип успешности обучения, означающий использование стимулирующего поощрения активности и успехов каждого студента-инвалида при использовании вербального поощрения и оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов), что создает высокий эмоциональный подъем, позитивный настрой на учебную деятельность и повышение интереса к изучаемым дисциплинам.
Таким образом, описанные принципы являются основанием концептуально-методологического раздела модели психологической помощи инвалидам – участникам специальной военной операции, опора на которые позволит более эффективно решать задачи профессионально-психологической реабилитации данной категории лиц.
Литература
- Соловьева О.В. Методология психолого-педагогического исследования: учебное пособие (практикум). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. – 154 с.
- Соловьева О.В. Психологический аспект профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в ходе специальной военной операции на Украине Материалы Международной научно практической конференции, посвященной 85-летию Пятигорского государственного университета «Современные подходы к изучению психологии личности в меняющемся мире». – Пятигорск: ПГУ, 2024. – С. 90-95.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Соловьева О.В. Принципы оказания психологической помощи инвалидам – участникам специальной военной операции в процессе профессиональной реабилитации . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2025. №1. URL: http://ppip-idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).