ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ
научное издание

 

Кольцова И.В., Бушкова Л.С. (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 316.62

English version:

Аннотация. Данная статья представляет собой детальный обзор конфликтной ситуации с акцентом на ее роль в воспитании и образовании, особенно в подростковом возрасте. Основная мысль статьи заключается в том, что конфликтная ситуация, несмотря на свою негативную коннотацию, обладает воспитательным потенциалом и может способствовать личностному и социальному росту подростков, если с ней работать правильно. В контексте современного научного поиска, автор сосредоточился на сравнительном анализе подходов к определению сущности конфликтной ситуации, представленных различными научными школами и направлениями. Также, особое внимание уделяется подростковому возрасту, который характеризуется эмоциональной нестабильностью и стремлением утвердиться во взрослой жизни. Автор анализирует, как происходящие физиологические и психологические изменения влияют на поведение подростков и могут приводить к различным конфликтным ситуациям – как внутриличностным, так и межличностным.

Ключевые слова:конфликтная ситуация, конфликт, подросток, противоречие.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Конфликтная ситуация активно исследуется в социологии, психологии, философии и конфликтологии. Различные научные направления предлагают свои интерпретации сущности, происхождения и развития конфликтных ситуаций. В российской и зарубежной научной литературе собрано большое количество данных, посвященных анализу этих явлений. В рамках нашего исследования необходимо тщательно изучить и сопоставить существующие точки зрения, чтобы сформировать собственное понимание этого понятия, а также выявить его воспитательные возможности и педагогическое значение.

В сфере гуманитарных наук эта проблема сохраняет свою значимость и занимает одно из центральных мест. Различные теоретические подходы, исследующие природу конфликтов, представлены в работах психологов, таких как В.И. Андреева, Н.В. Гришина, Н.И. Леонова и Л.А. Петровская. В области педагогики свой вклад внесли Г.И. Козырева, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина и С.Ю. Тёмина, предложившие собственные концепции.

Появляются новые работы в области конфликтологии (Г.Е. Григорьева, Н.В. Гришина, Е.А. Иванова, М.Н. Самсонова, Л.М. Семенюк, Ю.В. Шевцова), углубляющие понимание природы о конфликтных ситуациях. В рамках целей данной работы, первоочередной задачей стало определение и прояснение самого термина «конфликт».

Этимологически слово «конфликт» (лат. – conflictus)означает «столкновение». Его использование в контексте социальных взаимоотношений, имеющих противоречия, уходит корнями в глубокую древность. Об этом говорят работы таких мыслителей, как Аристотель и Платон, где слово «конфликт» используется в значениях «противоборство» и «зло».

Данное понятие обрело статус термина в XIX веке. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля его еще нет. Основоположником функциональной теории конфликта считали Г. Зиммеля, который и предложил использовать понятие «конфликт» в научном контексте. В своей работе «Социология», вышедшей в свет в 1908 году, он представлял конфликт как феномен, свойственный всем социальным системам, подчеркивая, что целостная и лишенная противоречий группа или общество вообще немыслимы.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «конфликт» трактуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». Указанные примеры: «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия», «вооруженный конфликт» – свидетельствовали, что определение «конфликт» отличалось разнообразием содержания и применения в различных контекстах [5].

В наше время данное понятие широко применяется в различных сферах научных знаний, таких как философия, социология, психология и конфликтология. В философии под конфликтом понимается «предельный случай обострения противоречий» [11], «один из видов социальных отношений; состояние противоборства, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности» [12].

В области социологии конфликт ассоциируется с интенсивными эмоциональными переживаниями, «направляющими людей на преодоление противоречия, столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон» [2].

Конфликт в психологии понимается как борьба между противоположными и взаимоисключающими силами (стремлениями, точками зрения, ценностями), которая происходит в сознании отдельного индивида, в отношениях между людьми или внутри группы, и сопровождается негативными переживаниями и активным противоборством. [9].

Таким образом, в различных научных дисциплинах суть данного определения указывает на то, что конфликт понимается как крайняя форма обострения или столкновения противоречий, сопровождающихся интенсивными отрицательными чувствами и эмоциями.

После проведения систематизации научных взглядов на исследуемый термин и анализа ряда трактовок современных исследователей, нами было установлено, что большинство ученых подходит к рассмотрению данного определения, опираясь на следующие категории:

1) «противоречие», определяемое как столкновение интересов, позиций, целей; рассогласование и разлады (Н.У. Зайченко, Д.П. Зеркин, А.Г. Ковалев, Н.И. Леонов, Л.А. Петровская);

2) «взаимодействие», «противоборство» – активность сторон, характеризующаяся неприязнью, носящая негативный характер (А.Я Анцупов, Н.В. Гришина, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравосмыслов, А.Г. Ковалев, В.Н. Кудрявцев, Т.С. Сулимова, Б.И. Хасан);

3) «эмоциональные переживания», связанные с возникновением нервно-психической возбудимости и негативных эмоций (В.Г. Зазыкин, О.Н. Лукашонок, В.Г. Казаков, К.К. Платонов, А.П. Чернышев).

Мы предлагаем рассматривать перечисленные выше подходы и точки зрения не как антагонистические, а как взаимодополняющие, раскрывающие разные признаки изучаемого феномена.

Итак, конфликт представляет собой процесс социального взаимодействия, характеризующийся противостоянием между участниками, обусловленным расхождением их интересов, целей, ценностей или потребностей.

На основе изучения работ различных ученых (среди которых В.И. Андреев, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, М.М. Кашапов, Н.И. Леонов, В.И. Фельдштейн и другие) нами был проведен анализ, позволивший сформулировать некоторые общие выводы и идентифицировать ключевые характеристики, присущие конфликтной ситуации:

1) в психолого-педагогических исследованиях конфликтная ситуация определяется как столкновение несовместимых точек зрения, потребностей, побуждений, задач и ценностей участников; она представляет собой отправную точку и предпосылку для развития конфликта [7, с. 16-17];

2) конфликтная ситуация – столкновение интересов и обстоятельств, формирующее основание для соперничества и взаимного противоборства. Такое сочетание факторов провоцирует антагонизм и побуждает стороны к активным действиям, направленным на достижение собственных целей в ущерб интересам оппонента [2];

3) рассматриваемая дефиниция имеет значимость для каждого ее участника и сопровождается возникновением негативных эмоций при взаимодействии друг с другом;

4) конфликтная ситуация может выполнять как позитивную, так и негативную функцию.

Выделенные признаки конфликтной ситуации, включающие наличие противоречивых позиций, совпадение обстоятельств и интересов, значимость для участников и возможность как позитивных, так и негативных последствий, служат отправной точкой для дальнейшего изучения её воспитательного потенциала и педагогических аспектов. Понимание этих признаков необходимо для управления конфликтами в подростковой среде, а также для формирования у подрастающего поколения навыков конструктивного взаимодействия в сложных ситуациях. Именно, подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, когда происходит значительная социальная и личностная перестройка. В это время подростки сталкиваются с различными трудностями, связанными с переходом от детства к взрослости.

Ключ к пониманию психолого-педагогической природы данного социального явления лежит в анализе поведенческих реакций подростков в условиях
конфликтных ситуаций.

Раскрывая особенности подросткового возраста необходимо остановиться на изучении «чувства взрослости», характерному данному возрастному периоду развития человека.

По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Исследователь выделил и описал несколько видов взрослости:

-внешнее проявление желания быть взрослым, выражающееся в курении сигарет, употреблении нецензурной лексики, подражании взрослым в одежде, прическе и др.;

-стремление мальчиков-подростков соответствовать образу «настоящего мужчины», что выражается в стремлении воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.д.;

-социальная взрослость, приобретаемая в процессе совместной работы подростка и взрослого, где подросток выступает в роли партнера и помощника;

-интеллектуальная взрослость, связанная с развитием устойчивых познавательных интересов [14].

И.В. Шаповаленко рассматривала данное явление как психологический синдром начала подросткового возраста, особую форму подросткового самосознания, субъективное представление человека о себе, как о человеке, принадлежащем скорее к миру взрослых [13].

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что подростковый возраст неизбежно сопровождается внутренними конфликтами и противоречиями. Он объяснял это рядом факторов, среди которых: неспособность подростка самостоятельно оценивать происходящее, неприятие советов и наставлений взрослых, недостаток знаний и опыта, а также склонность к отрицанию общепринятых авторитетов.

Противоречия, возникающие в процессе воспитания, оказывают существенное влияние на его организацию. Они могут создавать препятствия в работе педагогов, приводить к нежелательным ситуациям и конфликтам. Однако, при грамотном подходе, эти противоречия можно нивелировать и использовать как стимул для развития личности обучающихся

В подростковом возрасте, помимо психологических сложностей, связанных с формированием личности, учащиеся сталкиваются с трудностями, обусловленными физиологическими изменениями. Половое созревание, гормональные колебания, активный рост и изменение внешности могут приводить к временным проблемам со здоровьем или обострению хронических заболеваний. Эти физиологические процессы оказывают влияние на работу мозга и нервной системы, что проявляется в повышенной эмоциональности, ранимости и чувствительности, либо, напротив, в замедленности реакций и восприятия. Также могут наблюдаться повышенная утомляемость, снижение памяти и концентрации, а также трудности с выполнением физических упражнений [6].

Подростковый период характеризуется возникновением многочисленных конфликтных ситуаций, обусловленных как объективными обстоятельствами, так и субъективным восприятием. Гормональная перестройка, свойственная данному этапу онтогенеза, оказывает существенное влияние на психоэмоциональную сферу подростка, проявляясь в повышенной эмоциональной лабильности, раздражительности, возбудимости или апатии.

Исследуя конфликтное поведение в подростковом возрасте, можно выделить различные типы конфликтных ситуаций. К ним относятся разногласия, возникающие при общении учителя с учеником, между подростком и его родителями, конфликты среди самих подростков, противостояния между подростком и коллективом, столкновения между разными группами (например, классами), а также внутренние переживания и противоречия, известные как внутриличностный конфликт. Подробно рассмотрим каждый из этих типов.

Взаимодействие между учителем и учеником нередко осложняется конфликтами, возникающими из-за недостаточного учета возрастных этапов развития ребенка, его уникальности, стремления к независимости и личных способностей. Часто педагоги используют авторитарный подход в общении, ограничивая возможности самовыражения ученика и отказываясь принимать во внимание его мнение. Это нередко вызывает обиду у подростка, что может эскалировать ситуацию и привести к открытому конфликту.

Разногласия между подростками и их родителями – один из наиболее сложных моментов в развитии личности ребенка, поскольку родители – самые значимые и близкие люди. Данные разногласия вызывают не только эмоциональное напряжение, но и способны привести к негативным изменениям в поведении ребенка и нарушению гармонии в семейных отношениях. Ряд специалистов в области психологии (О.В. Кербиков, А.Е. Личко, Г.Е. Сухарева, Я.А. Лупьян) полагают, что возникновение конфликтов обусловлено неверным подходом к воспитанию, а именно: применением стратегии «золушки», чрезмерной опекой, недостаточным вниманием к потребностям ребенка либо доминирующей гиперопекой [2].

Подростковый конфликт – это процесс, в котором каждая сторона стремится защитить свои интересы от другой. Здоровые отношения со сверстниками исключительно важны в подростковом возрасте, так как дружба для ребенка – это очень ценная часть его жизни.

Подростковые споры, будь то между индивидуумом и компанией сверстников или между самими группами подростков, представляют собой столкновение взглядов. Участники отстаивают собственные убеждения, как в одиночку, так и коллективно. Подобные разногласия часто влекут за собой непонимание, дестабилизацию внутри коллектива и ухудшение межличностных отношений.

Внутриличностный конфликт часто является следствием неудовлетворенности различными аспектами бытия, такими как круг общения, образовательный процесс, связи со сверстниками и общая радость от жизни. Недостаток веры в собственные силы и поддержку близких, в совокупности с переживаемым стрессом, также способен спровоцировать подобный конфликт.

Согласно И.С. Кону, внешность подростка оказывает значительное влияние на его положение в коллективе сверстников. Подростки, выглядящие старше своих лет, часто пользуются большей популярностью и признанием среди одноклассников, что может способствовать их лидерству и укреплению социального статуса в коллективе [3].

Рассмотренные типы конфликтов подчеркивают сложность и многогранность подросткового периода. Конфликты с учителями, родителями, сверстниками, группами и внутренние противоречия – это неизбежная часть взросления, формирующая личность и определяющая будущее взаимодействие с миром.

Таким образом, описанные исследователями психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, объясняют поведенческие реакции, которые демонстрируют подростки, оказавшиеся в проблемной ситуации:

-реакция эмансипации, характеризующаяся стремлением подростка к самостоятельности и к желанию выйти из-под опеки взрослых, может проявляться в виде аффективных вспышек в поведении и асоциальных поступков;

-реакция отрицательной имитации, при которой индивид, наблюдая негативные образцы поведения в семье, сознательно выбирает противоположную линию поведения, что способствует его стремлению к независимости и формированию эмансипационных установок;

-реакция группирования, объясняющая стремление подростков к образованию группировок с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером;

-реакция увлечения (хобби-реакция), проявляющаяся в таких особенностях внутренней структуры личности подростка, как увлечение любимым делом, стремление к лидерству и т.д.:

-реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).

Анализируя характерные особенности подросткового периода развития человека, специалисты выделяют основную психологическую потребность, которая выражается в стремлении к общению со сверстниками. Взаимодействуя с ровесниками, молодой человек приобретает важную информацию об окружающем мире. Его значимый круг контактов претерпевает кардинальные изменения. Формирование новых личностных качеств у молодежи происходит непосредственно через коммуникацию [13].

Как подчеркивал в своих работах М.Ю. Кондратьев, подростковый возраст характеризуется приоритетностью взаимоотношений со сверстниками, в то время как отношения со взрослыми играют второстепенную роль. В этот период формируются системы референтных взаимоотношений, «Я – значимый другой». В течение всего пубертатного периода наблюдается перенос акцента значимости во взаимоотношениях с окружающими вообще на лично-­избирательное к другому [4, с. 27-28].

Посредством взаимодействия со сверстниками, подростки развивают навыки общения, усваивают систему ценностей, определяющую их мировоззрение и убеждения.Этот процесс также влияет на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях, будь то конструктивный или деструктивный подход.

Многие исследователи, включая М.М. Рыбакову, придерживаются мнения, что для подростков крайне важно ощущать себя частью группы сверстников. Рыбакова подчеркивает, что подростки оценивают мир, включая поведение и качества других людей, сквозь призму норм и ценностей, принятых в их референтных группах. Эти групповые ценности формируют личные убеждения подростка, определяя его выбор новых норм и ценностей. Подросток идентифицирует себя с референтной группой, и потеря этой связи, изоляция или разрыв отношений с друзьями переживаются им очень болезненно [8].

Главным психологическим приобретением этого периода ученые называют закладывающиеся основы формирования моральных и социальных установок личности, когда изменяются отношения между подростком и окружающей средой, происходит переоценка собственного «Я», а вместе с тем изменяется социальная позиция [7].

Центральным новообразованием подросткового возраста является «Я- концепция». На данном возрастном этапе формируется новый уровень самосознания (представления о самом себе, «Я-концепции»), характеризующийся в появлении потребности познания себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности [13].

Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития.

Рассуждения об особенностях конфликтных ситуаций среди подростков привели нас к выводам о том, что они в определенной мере предсказуемы. С одной стороны, конфликтные ситуации обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой, – особенностями социального развития подростков (несформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений). Однако эти противоречия могут как способствовать, так и препятствовать процессу формирования личности взрослеющего человека. В связи с этим конфликтные ситуации в подростковой среде должны рассматриваться как предмет педагогической деятельности.

Таким образом, анализ конфликтных ситуаций представляет собой сложную междисциплинарную задачу, требующую объединения знаний из различных научных областей. Изучение разнообразных теоретических подходов и методологий позволяет глубже понять природу конфликта, его причины и этапы развития, а также раскрыть его потенциал для личностного совершенствования.

Рассмотрение конфликта через призму подростковой психологии позволяет увидеть, как внутренние противоречия и стремление к взрослости влияют на поведение в конфликтных ситуациях. Понимание этих особенностей необходимо для эффективной педагогической работы, направленной на гармоничное развитие личности подростка и формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов.

В заключение, важно подчеркнуть, что конфликтная ситуация – это не только вызов, но и возможность для роста и развития. Правильное понимание и управление конфликтами способствует формированию зрелой, адаптивной и социально компетентной личности.

Литература

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография. – М.: Юнити, 2010. – 378 с.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
  4. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «МОДЭК», 1997. – С. 27-28.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. – 848 с.
  6. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-1/viewer(дата обращения: 27.03.2025)
  7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
  8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  9. Словарь основных психолого-педагогических понятий / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. – 45 с.
  10. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный дом, 2003. – 1312 с.
  11. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 27.03.2025)
  12. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Совет. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
  13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

Об авторе

Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Бушкова Людмила Сергеевна – магистрант 1 курса направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Ссылка для цитирования

Кольцова И.В., Бушкова Л.С. Конфликтные ситуации в подростковой среде как психолого-педагогическая проблема современного общества. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2025. №1. URL: http://ppip-idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).