ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ
научное издание

 

Смыслов Д.А. (г. Москва)

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

УДК 316.62

English version:

Аннотация. В тексте рассматривается концепция самоактуализации и её связь с интеллигенцией, а также различие между этими понятиями в западной и русской культурах. Самоактуализация, первоначально введённая Куртом Гольдштейном и позже развитая такими психологами, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, описывается как стремление человека реализовать свой внутренний потенциал и достичь высших уровней личностного роста. Маслоу подчеркивает, что достижение самоактуализации возможно только после удовлетворения базовых потребностей, тогда как Роджерс акцентирует внимание на том, что самоактуализация – это непрерывный процесс.
В контексте русской интеллигенции автор обсуждает её историческую роль, отличия от западного понимания интеллекта и самоактуализации, подчеркивает важность моральных и культурных норм поведения. Интеллигентность в России рассматривается как более глубокая и сложная концепция, связанная с самоидентификацией, культурной независимостью и духовным развитием. На Западе самоактуализация воспринимается как способ достижения личного счастья, тогда как в России акцентируется внимание на сути интеллигентности, которая требует внутренней убеждённости и морального ориентирования. Подчеркивается, что в современном российском обществе наблюдается возрождение интеллигенции, которая, хоть и недостаточно многочисленна, играет важную роль в духовном и культурном развитии общества. Автор отмечает, что несмотря на различия в восприятии самоактуализации и интеллигентности, между этими двумя понятиями можно найти точки соприкосновения, что важно для дальнейшего понимания российской культурной идентичности и роли интеллигенции в современном мире.

Ключевые слова:самоактуализация, Курт Гольдштейн, Абрахам Маслоу, личностный рост, потенциал, базовые потребности, саморазвитие, Карл Роджерс, процесс, искреннее самовыражение, Эверетт Шостром, мета-потребности, манипуляция, Макс Люшер, чувства, гармония, четырехцветный человек, менталитет, любовь, безопасность, глубокие межличностные связи, ценности, искусственность, интеллигенция, индивидуальность, гуманизм, культурное развитие, Россия, открытость, воспитание, социальные нормы, осознанность, поколение, мораль, интеллект, классовый принцип, образовательный процесс, псевдоинтеллигенция, самосознание, оппозиция, современность, восприятие, личные идеалы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Термин «самоактуализация» был введен немецким нейрофизиологом Куртом Гольдштейном в 1934 году. Он описывал его как стремление человека реализовать свои индивидуальные способности в максимально возможной степени. В сущности, самоактуализация представляет собой желание раскрыть свой потенциал, использовать все свои возможности и способности на полную мощность. Этот процесс включает в себя непрерывное развитие, личностный рост и достижение собственных целей [11].

Согласно концепции американского психолога Абрахама Маслоу, для достижения самоактуализации необходимо сначала удовлетворить базовые потребности человека. На самых нижних уровнях его пирамиды находятся физиологические потребности, такие как еда, вода и достаточный отдых, а также потребности в безопасности и стабильности. Только когда эти потребности удовлетворены, человек начинает искать любовь и чувство принадлежности, уважение со стороны окружающих и, в конечном итоге, стремится к самореализации [14].

Самоактуализация представляет собой желание развивать свою личность, реализовывая себя в творчестве, профессиональной деятельности, в заботе о потомстве и воспитании детей. Этот процесс включает также стремление к более глубокому пониманию себя, своей жизни и мира в целом. Продвижение по уровням этой пирамиды происходит постепенно. Человек способен двигаться вверх только по мере накопления жизненного опыта и уверенности в своих силах. Это означает, что достижение высших уровней требует времени и последовательных усилий.

По мнению Маслоу, самоактуализация представляет собой стремление человека полностью реализовать свой потенциал, проявить себя и расти как личность. Это состояние, в котором человек становится лучшей версией самого себя [11].

Маслоу рассматривает самоактуализацию как высшую ступень в своей иерархии потребностей, которая становится доступной лишь после удовлетворения более базовых потребностей, начиная с физиологических и заканчивая социальными.

Среди основных характеристик самоактуализированных людей выделяются глубокое понимание и принятие реальности, положительное отношение как к себе, так и к окружающим, а также естественность и спонтанность. Они ориентированы на выполнение задач, а не на эгоцентризм, обладают независимостью от культурных и социальных норм, а также способны воспринимать привычные вещи с новой точки зрения. Самоактуализированные личности чувствуют связь с другими и выстраивают глубокие межличностные отношения, часто проявляют творческий подход и креативность [12].

В то же время, Маслоу отмечает, что достичь самоактуализации удается далеко не многим, и лишь примерно 1% людей достигает этого состояния.

Концепция самоактуализации, разработанная Карлом Роджерсом, представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого человек стремится реализовать свой внутренний потенциал на протяжении всей жизни, чтобы стать полноценно функционирующей личностью. Роджерс верил, что каждому человеку присуща врожденная склонность к росту и саморазвитию, подобно тому, как семя растения имеет в себе все необходимое для роста. Для того чтобы этот потенциал мог раскрыться, человеку нужны лишь подходящие условия, способствующие его развитию.
Люди, которые достигают самоактуализации, имеют ряд характерных черт, таких как открытость к новому опыту, способность жить настоящим моментом, доверие к собственным чувствам, креативный подход к жизни и независимость от мнений окружающих [14].

В то же время, Роджерс подчеркивал, что самоактуализация не является статичным состоянием, а представляет собой процесс, в котором человек никогда не достигает конечной точки совершенства. По его мнению, никто не может стать полностью самоактуализированным, поскольку всегда остаются новые таланты, которые можно развивать, и навыки, которые можно совершенствовать.

Самоактуализация, согласно ещё одному представителю Гуманистической психологии, Эверетт Шостром, представляет собой высший уровень психологического развития, который человек может достичь только при условии, что удовлетворены все его основные и мета-потребности. Это состояние характеризуется тем, что личность полностью реализует свой потенциал. Шостром выделяет самоактуализировавшуюся личность, противопоставляя её манипулятивному типу. Манипулятивные люди интерпретируют себя и других как объекты для достижения определенных целей.

Напротив, самоактуализировавшиеся личности действуют исходя из искреннего самовыражения и принимают как себя, так и окружающих за полноценные, самоценные сущности [5].

Есть несколько ключевых черт, присущих самоактуализировавшимся людям. Они живут настоящим, не откладывая жизнь на потом и не убегая в воспоминания о прошлом. Эти личности имеют высокие ценности, такие как доброта, красота, целостность, жизненная энергия, уникальность и стремление к совершенству. Они верят в человечество и его возможности, открыты новым впечатлениям и стремятся к познанию. У них также есть потребность в творчестве – они подходят к жизни с креативным мышлением. Эти люди независимы и свободны, но это не приводит к одиночеству или отчуждению. Они проявляют спонтанность и обрели уверенность в себе и доверие к окружающему миру [12].

По теории Макса Люшера, так называемый «четырёхцветный человек» принимает решения и действует, основываясь на четырех основных чувствах, которые соответствуют четырем цветам: зелёному, красному, синему и жёлтому. Каждое из этих чувств отражает определённые аспекты человеческой жизни.

Первое чувство (зелёный цвет) – это самоуважение, которое описывается как «благородный человек», характеризующийся естественностью и верностью своим убеждениям, а его поведение согласуется с этими убеждениями.

Второе чувство (красный цвет) – свобода, которая позволяет человеку использовать все доступные возможности для достижения счастья.

Третье чувство (синий цвет) – уверенность в себе, что означает готовность действовать и применять свои силы и способности для достижения целей.

Четвёртое чувство (жёлтый цвет) – удовлетворённость, обозначаемая образом «Диогена», предполагает готовность отпускать и делиться с другими.

Для достижения самоактуализации, согласно Люшеру, важно гармонично развивать все четыре этих аспекта своей жизни, что создает целостность личности. Такой человек ощущает себя счастливым, воспринимает жизнь более глубоко и находит её интересной. Люшер также отмечает, что если все четыре «хромотипа» у человека выражены одинаково, это свидетельствует о его близости к гармонии и самоактуализации, то есть о сбалансированности всех необходимых жизненных чувств.

Автор

Определение самоактуализации

Курт Гольдштейн

Самоактуализация – стремление человека реализовать свои индивидуальные способности в полной мере, непрерывное развитие и личностный рост

Абрахам Маслоу

Самоактуализация-высшая стадией в его иерархии потребностей, доступной лишь после удовлетворения базовых нужд. Самоактуализированные люди обладают двухсторонним пониманием реальности и принимают как себя, так и окружающих, что позволяет им развивать глубокие межличностные связи и проявлять креативность.

Карл Роджерс

Самоактуализация – постоянный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни, предполагающий наличие у каждого врожденной склонности к саморазвитию.

Эверетт Шостром

Самоактуализация – высший уровень психологического развития, который возможен лишь при удовлетворении основных и более сложных потребностей. Самоактуализированные личности отличаются от манипулятивных, поскольку действуют из искреннего самовыражения и принимают как себя, так и других за полноценные сущности. Они ценят высокие идеалы, такие как доброта и единство, и подходят к жизни с креативным мышлением и творчеством, оставаясь при этом независимыми и открытыми новому.

Макс Люшер

Самоактуализация представлена через четыре чувства, ассоциируемых с определенными цветами: зелёный (самоуважение), красный (свобода), синий (уверенность) и жёлтый (удовлетворенность). Гармоничное развитие этих аспектов приводит к целостности личности и удовлетворенности жизнью, что также свидетельствует о близости к гармонии и самоактуализации. Ключевым аспектом является сбалансированное выражение всех четырех «хромотипов», что становится основой для достижения счастья и глубокого понимания.

 

Таким образом, самоактуализация представляет собой многогранный процесс, включающий развитие личности через приверженность концепциям роста, самовыражения и глубоких межличностных отношений, со стремлением к гармонии и внутреннему удовлетворению.

У самоактуализации нет границ или пределов. Это означает, что человек может стать всем тем, кем он желает. Он не шизофреник и не актер, который проживает множество жизней. Проблема заключается в том, что актеры могут потерять свою самоидентичность, играя разные роли.

Можно привести множество примеров, когда известные актёры теряли себя в своих ролях и начинали действовать так, словно сами стали этими ролями. Роль начинает преобладать над личностью, и, к сожалению, это ведет к множеству проблем, поскольку роли бывают довольно токсичны.

Человек может постепенно, но целеустремленно достигать успехов и развиваться. Если он уберет все ограничения, он действительно сможет достичь самоактуализации.

Самоактуализация – это высшие потребности: истина, красота, совершенство. Все, что связано спиковыми переживаниями, является частью самоактуализации. Однако стоит отметить, что самоактуализированных людей за всю историю человечества можно выделить относительно немного.

Если взять в качестве примера некоторые фигуры из психологии, то самоактуализированный человек может быть представлен Максом Вертхаймером, одним из основоположников гештальт-психологии, или Альбертом Эйнштейном. Но таких людей действительно не так много. Наиболее любопытно, что если обратиться к русской истории, то окажется, что самоактуализированные личности в российском контексте практически не встречаются.

Это ставит под сомнение вопрос – почему так происходит?

Например, на Западе, особенно в американской психологии, термин «самоактуализация» активно используется для описания всестороннего развития личности.

Однажды я был экспертом в одном деле и читал заключение врача, где было написано: «Причина совершения убийства – самоактуализация». Тогда я не удержался и громко засмеялся, когда понял, что человек убил другого по причине самоактуализации. Видимо, автор заключения не осознал, что некорректно использует термин. Не комментируя всю нелепость, стоит отметить, что в понимании этого специалиста самоактуализация представляется весьма забавной: «Хочешь саморазвиваться – убивай людей». Это абсурдно.

На самом деле самоактуализированная личность – человек, который не сдерживается в своих желаниях и стремлениях ни в одном направлении, но развивает себя сразу в нескольких аспектах [1]. Каждое из направлений усиливает его личность, и при этом такая личность успешно функционирует в обществе. Однако есть один аспект, который стоит рассмотреть более подробно. У меня есть отдельная лекция, посвященная гуманистической психологии, где я привожу несколько доводов как в пользу, так и в критике именно гуманистического подхода в нашем обществе.

Представьте, как обычно русский человек воспринимает человека, который идет по улице и улыбается. Самоактуализированная личность открыта, общительна и склонна к пиковым переживаниям. Можно провести аналогию с взглядами Вильгельма Райха, который утверждал, что «здоровый человек склонен изумляться».

Люди не умеют радоваться. Они совершают важные шаги и не испытывают радости. Способность радоваться и изумляться, открытость новому – всё это больше похоже на детское, чем на взрослое поведение. Возможно, самоактуализированная личность действительно остается в чем-то детской по своим переживаниям и эмоциям, и это крайне важно.

Однако в нашем напряженном современном постсоветском обществе люди, которые ведут себя слишком эмоционально, свободно и открыто, нередко вызывают подозрения, недоверие и даже негативную реакцию. Я бы хотел подчеркнуть, что стоит обратить внимание на то, как часто в интернете люди общаются друг с другом: вместо уважения они унижают и оскорбляют оппонента или всех участников дискуссии. Это, безусловно, неприязнь, которая говорит о более низком уровне развития общества.

Посмотрите, как ведут себя водители на дорогах – это похоже на подростковое поведение. Самоактуализированная личность видит в каждом человеке личность, а не просто «плебс» или «толпу». Как ведет себя человек на дороге, владеющий дорогой машиной? Он может вести себя высокомерно, считая, что его деньги дают ему право на такое поведение. Это говорит о некоторой неуверенности и желании компенсации своего комплекса неполноценности.

Включите телевидение, посмотрите ток-шоу, как люди кричат друг на друга. Возможно, в спорах истины не бывает. Как говорил А.С. Пушкин: «И не оспаривай глупца». Если кто-то начинает громко кричать, лучше обойти его и заняться своим делом. Какой смысл тратить силы на аргументы с таким человеком?

Самоактуализированная личность ведет себя иначе.

Но представьте, что происходит, если общество начинает самоактуализироваться. С одной стороны, общество, которое начинает выздоравливать, это замечательный знак. Психически и психологически здоровые люди, нацеленные на результат, это очень позитивно. Однако таких людей традиционно очень немного [1]. Если же все общество начнет развиваться, мы увидим серьезные сдвиги в области духовного и культурного развития.

Самоактуализированная личность на языке Льва Николаевича Гумилёва – этопассионарная личность. Пассионарий – активный человек, но здесь речь идет о положительном пассионарии. Проблема в том, что традиционно самоактуализированного человека в обществе воспринимают как нечто чуждое. Какое общее отношение к таким людям? То, что выглядит непонятным, обычно осмеивается или ему начинают приписывать опасность [8].

Общество настраивается против самоактуализированных личностей. Как говорил Роджерс, изначально ребенок добр и открыт миру, но с течением времени он обучается лжи, поскольку от него этого требуют. Он учится скрывать свои мысли и поступать не так, как чувствует. Это часть традиции нашего общества. Более того, если ты будешь полностью открыт, скорее всего, твои дети столкнутся с жестокостью со стороны других детей, которые не принимают тех, кто чем-то отличается. Как только появляется человек, не похожий на остальных, его тут же начинают ненавидеть или осуждать.

Стремление к самоактуализации – серьезный шаг. Это решение быть самим собой, не подстраиваясь под массу. Но важно отметить, что самоактуализированный человек не ведет войну с другими [13]. Он не отвечает им тем же языком, не пытается укусить в ответ на их укусы. Скорее, он нацелен на созидание и развитие, включая отношения с окружающими. Готовы ли вы вести себя именно так? Или вы вначале подумаете о последствиях?

Эта реальность действительно представляет собой серьезный шаг, на который многие не решаются, потому что они активно стараются ограничить любое самостоятельное поведение. Но самоактуализированная личность, открытая миру, ведет себя свободно и радостно. И в этом контексте это может восприниматься как проявление безумия. То, что воспринимается как самоактуализация в западной культуре, для нас – нечто странное, ведь в нашем обществе таких людей, по сути, не было.

М.В. Ломоносов, например, был самородком, но в чистом смысле не является самоактуализированной личностью.

Почему? Потому что самоактуализированная личность развивается во всех направлениях. М.В. Ломоносов развивался в разных областях, но его подход оставался натужным во многих направлениях. Он заставлял себя создавать, в то время как самоактуализированная личность делает это с легкостью и открытостью.

В контексте размышлений о наследии Ломоносова стоит задуматься о значении его вклада. Возможно, это русский аналог самоактуализированной личности, ведь он символизирует стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Тем не менее, в России существует и другой, достаточно интересный термин – «интеллигенция».

Этот термин происходит от латинского глагола «intellego», что в буквальном смысле означает «ощущать», «замечать» или «познавать». На сегодняшний день, под интеллигенцией мы понимаем некоторую прослойку образованных людей. Однако на Западе принято использовать другое слово – «интеллектуал». Интеллектуал – человек умственного труда, определение, взятое из западной традиции.

У нас интеллигентом может считаться человек, обладающий широкой эрудицией или склонностью к глубоким размышлениям [2]. Это может быть кто-то, кто высказывает непонятные фразы, пускается в долгие размышления, и его мысли кажутся запутанными.

Но здесь происходит подмена терминов: интеллигент и интеллектуал. Это совсем не одно и то же.

Интеллектуал – это человек, мысли которого ясны и доступны.
Следует понимать, что эрудиция – это цель; она лишь служит вспомогательным инструментом. Прежде всего, человек должен сам осознавать, что он думает и о чем говорит. К сожалению, иногда под интеллектуалом понимают человека, который умеет мастерски скрывать свои мысли за сложными словами, и после его речи окружающие остаются в недоумении.

Когда мы говорим об интеллигенции, мы имеем в виду образованную прослойку, которая, что важно, всегда отличалась независимым мышлением, особенно в России. Это некое противодействие окультуриванию. Если, например, включить любой телевизионный канал в праздничный день, мы увидим одни и те же натужно-радостные лица популярных певцов и певиц, это и будет окультуривание – информация, которую вдалбливают в головы зрителей через каждый информационный блок. Это также та музыка, которую нам предлагают по радиостанциям.

Окультуривание – набор терминов, которые становятся привычными в нашем общении. Например, если включить детективный сериал, то неизбежно появятся характерные фразы и сленг, что тоже демонстрирует влияние массовой культуры и общества.

Интеллигенция же всегда находилась в стороне от попытки полного окультуривания. Оно зачастую ведет к пошлости, и поэтому интеллигенция представляла собой так называемую оппозицию к общей линии поведения большинства [6].

Интересно, что для России это довольно важно, поскольку интеллигенция на протяжении столетий чаще всего находится в оппозиции к любой официальной власти. [10]. При том, что в случае замены власти на другую, интеллигенция вскоре вновь становится в позицию против официоза. То есть, она прямо или косвенно защищает свою аутентичность и самостоятельность. Впрочем, в такой позиции много обманчивого и нужно объективно смотреть в глаза реальности для принятия правильного выбора.

Под интеллигентом мы понимаем человека, который не стремится к разрушению, не призывает к хаосу, а живет в соответствии со своими идеалами. Например, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, размышляя о том, кто такой интеллигент, отмечал, что народовольцы, жаждущие добра народу, но не осознающие, что такое народ, не являются интеллигенцией [10].

Это также относится и к современным деятелям, которые, используя язык «народа», скорее отдаляются от истинного понимания общества.

Теперь давайте вернемся к термину «интеллигенция», который возник в Западной Европе в начале XIX века. Ранее это слово подразумевало гуманистичность и человечность, однако в России этот термин развивался немного иначе.

На Западе интеллигенция воспринималась как образованный слой, тогда как в России она приняла другие формы, более глубоко связанные с культурными и социальными аспектами [6].

Задумайтесь над тем, кто в вашем понимании является интеллигентом. Это, несомненно, человек, который предпочитает придерживаться определенных норм поведения в обществе. В России множество образованных людей, но настоящих интеллигентов – единицы.

На Западе, к примеру, не понимают, что Санкт-Петербург – город, который мы называем «интеллигентным». Переведите это на английский, и получится совершенно иное значение, теряется суть. На Западе этот город скорее воспринимается как культурная столица, но это уже шаблонное восприятие. Тем не менее, для нас интеллигентность этого города имеет особый смысл.

Интеллигенция представляет собой образованную прослойку общества, которая всегда отличалась самостоятельным мышлением и способностью к противодействию общемассовой культуре. Это переживание находится за пределами большинства – отклонение, стойкость к окультуриванию [3].

Почему это важно? Интеллигентный человек никогда не стремится к разрушению. Наоборот, он обязан действовать согласно своим идеалам, быть моральным ориентиром.

На протяжении истории, особенно в России, интеллигенция нередко находилась в оппозиции к власти. Это проявлялось в том, как она воспринимала события и окружающую реальность. Проблема – самовоспроизводство интеллигенции не всегда возможно, особенно когда государство пытается контролировать этот процесс. Окультуривание убивает истинную независимость и самобытность.

Таким образом, интеллигенция в России всегда была несколько в стороне от основной линии идеологии государства, это специфика группы, отличающейся высоким уровнем образования, преобладанием умственной работы и стремлением создавать [9].

Западное понимание интеллигенции мало похоже на наше, и это отличает русскую интеллигенцию от любой другой. Редко можно встретить людей такого масштаба, которые осознают свою роль в обществе и понимают, что их знания и потенциал должны передаваться следующим поколениям.

Интеллигенты сами себя воспроизводят, вдохновляя на творчество и научные достижения. Существующий слой интеллигенции всегда зрел и искал своего, независимого, знания, что делало их непростыми с точки зрения контроля мышления и поведения. В то же время, способность почувствовать свою необходимость в конкретный исторический период – особый дар, и, в некотором плане, навык, который был свойственен представителям многих наук на стыке исторических эпох [3].

Таким образом, когда мы говорим об интеллигенции, мы подразумеваем не просто уровень образования, но о более глубокое понимание своей роли в обществе, в стремлении к культуре и осознанности.

Лев Николаевич Гумилёв писал о том, что пассионарный, культурный слой общества в России к началу 90-х годов ХХ века оказался полностью уничтожен. Интеллигенция, как раз, и представляет собой этот культурный слой [4].

Мы начали создавать свой новый культурный слой, где вакансии прежней интеллигенции были незамедлительно заняты представителями новой формации образованного слоя. Но он не был полновесен прежней, уничтоженной агрессивным реформаторством, интеллигенции. Уничтожение происходило просто – при смене поколений, прежняя интеллигенция оказывалась никому не нужна, и умирала естественным образом, в забвении и нищете.

Когда в России возникла интеллигенция? Могла ли она существовать до Петра? Академик Лихачев утверждал, это было невозможно, поскольку Пётр I не был заинтересован в появлении свободно мыслящих людей, понимая, что они могли представлять опасность для государства.

Хотя, вспоминается курьезная история князем Андреем Курбским и его перепиской с Иваном Грозным. Мог ли он считаться интеллигентом? Нет, не мог, потому что фактически занялся предательством. Предательство не должно быть свойственно интеллигентным людям.

Если до революции человек, не относящийся к дворянскому сословию, получал образование, оно зачастую находилось на уровне современного выпускника вуза.

Теперь представьте себе человека, окончившего императорский университет. Это уже достаточно высокий уровень образования. Такой человек выбивается в люди и начинает воспринимать себя как часть общества, как участника высокобразованной группы людей, с которой у него много общего.

Разница, конечно, существовала. Безусловно, была разница между университетским профессором и сельским учителем, однако, в конечном счете эти люди оставались частью одной и той же группы – интеллигенцией. Что же произошло после революции?

С 1918 года был принят закон, предоставляющий право поступления в вузы лицам с любым образованием или даже без него, что должно было обеспечить массовое зачисление в высшие учебные заведения. Начинается практика зачисления в вузы рабочих с заводов. А хочет ли каждый рабочий от станка получать высшее образование?

При этом, выходцы из образованных слоёв законодательно получили закрытый доступ в вузы, так же, как и в средние школы второй ступени.

В 20-30-егг. ребёнок из образованного сословия не имел возможности завершить обучение в последних классах школы, ведь это не давало шанс пополнить новые, низшие ряды интеллигенции. Классовый принцип был отменён только в конце 30-х годов.

Сложилась довольно странная ситуация: интеллигенция косвенно пыталась себя воспроизводить, одни эмигрировали, другие погибли – как в ходе Гражданской войны, так и в ходе различных последующих событий [7].

Вспомним Красный террор начала 20-х годов: сколько было расстреляно людей с высшим образованием, просто за то, что они занимались гуманитарным трудом?
Красный террор стал ответом нового,Советскогогосударства на происходящие в обществе события, что в итоге привело к сокращению воспроизводства интеллигенции.

Появилась новая, условная интеллигенция, и следующий её пик пришелся на 1958 год. Это очень интересный период, когда возникает Положение о зачислении в вузы производственников или стажёров.

Если человек проработал не менее двух лет на производстве, его зачисляют в вуз практически без экзаменов. Молодой человек, который отслужил в армии, имеет преимущество при поступлении в вуз. Всё это идет с периода Н. Хрущёва, именно тогда началась такая практика.

Что мы имеем в итоге? Если ты беспрепятственно начал учёбу, как ты относишься к учебе? По-разному. Это во многом способствовало понижению уровня образования и, соответственно, более низкому качеству специалистов. Вернёмся к 20-м годам.

Сокращается доля выходцев из образованных слоёв: в начале 30-х годов среди студентов интеллигенции насчитывалось не более 25%, а в технических вузах – не более 10%. Это создавало довольно интересную ситуацию, где льготы имели те, кто приходил из рабочих факультетов [7].

Это ни коим образом не умаляет их способностей и желания быть полезными для родины. Обращаю внимание лишь на то, что искусственно замедлялась возможность обучения для лиц из образованного класса.

Дальше, в 30-е годы, доля интеллигенции в вузах немного повысилась, но это было связано исключительно с тем, что государство начало активно развиваться. Началось индустриальное развитие, и возникла необходимость в людях с образованием.

Приблизительно к середине 60-х годов, количество условных интеллигентов, людей с образованием, в нашей стране увеличивается, однако их статус при этом понижается. Это особенно заметно уже к 80-м годам, когда стала окончательно очевидна разница в заработке у инженеров и людей со средним техническим образованием.

Сейчас это очевидно: посмотрите, сколько получает слесарь и сколько зарабатывает учитель или врач. Если в столицах заработки интеллегинции (не всей, разумеется) ещё как-то соответствуют заработкам людей со средним образованием, то чем дальше от столиц, тем различия всё более очевидны. И зарплаты водителя, продавщицы, слесаря оказываются выше зарплат интеллигенции. Таким образом, начальная борьба с интеллигенцией привела к тому, что её статус стал падать.

Кем сейчас являетсяинтеллигент? Просто человеком с дипломом. Чтобы стать подлинным интеллигентом, человеку необходимо пройти длительный путь внутреннего становления.

Важно отметить, что подлинных интеллигентов можно сосчитать по пальцам. Есть, например, Николай Николаевич Дроздов или Игорь Леонидович Кириллов – если мы посмотрим на их поведение, то сразу станет понятно, что они представляют собой истинную интеллигенцию.

Несмотря на разные обстоятельства, такой стиль мышления и поведения сохранился. Вячеслав Васильевич Тихонов, известный актер, тоже из этой же категории, как Юрий Мефодьевич и Виталий Мефодьевич Соломины.

В университете я тоже встречал нескольких настоящих интеллигентов – преподавателей, которые были настоящими образцами. Например, один из них пришел из рабочей среды и был поколением старшего возраста, однако это был удивительный человек. Но таких, к сожалению, в основном, единицы, а на их место приходят те, у кого есть диплом о высшем образовании.

Мы сталкиваемся с интересной ситуацией: в России мы говорим не о самоактуализации, а о том, что человек, в первую очередь, может и должен стремиться к интеллигентности, которая подразумевает наличие внутреннего стержня и установки, согласно которым он оценивает свою жизнь и отношения с окружающими.
Например, академик Д.С. Лихачев в своем «Письме о русской интеллигенции» отмечал, что интеллигентные люди всегда поступали в соответствии со своим словом, были верны своему слову и оставались честными, несмотря на трудные условия жизни в 30-е годы.

Интеллигентный человек живет в соответствии со своими идеалами и нормами поведения. Если мы включим телевизор и внимательно посмотрим на содержание программ, могут возникнуть разные мысли, и будет печально осознавать, что самоактуализированный человек на Западе отличается от интеллигентного человека у нас в стране. Конечно, термины не совпадают, но стоит попытаться сопоставить и посмотреть, что русского человека больше тянет к интеллигентности, нежели к самоактуализации.

Повторяю, интеллигентность стоит рассматривать не как образованность, а как культурный слой, который постепенно восстанавливается. Однако, в этом процессе кроется проблема: интеллигенция в России всегда противодействует окультуриванию, что связано с властью, и отметим, что многие интеллигенты выступали в роли оппозиции. Важно помнить, что подлинный интеллигент никогда не склонен к разрушению. Люди, нацеленные на разрушение – псевдоинтеллигенты. Это можно проследить почти во всех аспектах политики.

Еще один момент: до революции культурный слой самовоспроизводился. Это касалось и следующих поколений, которые снова шли в подобные виды деятельности. Однако, власти, начиная с 20-х и 30-х годов, не были заинтересованы в том, чтобы интеллигенция занималась интересами образованных слоёв.
В советские времена интеллигенцию называли прослойкой между классом рабочих и классом крестьянства. А между ними находилась тонкая прослойка – рабочая и военная интеллигенция. Рабочая интеллигенция состояла из всех, кто связанный с гражданской стезёй – врачи, учителя, преподаватели.

Но на самом деле это огромный слой, а не прослойка. Тем более, от него зависит и образование, и здоровье, и защита общества. Проблема заключалась в том, что у интеллигенции была второстепенная роль, поскольку первостепенная роль отводилась рабочим и крестьянам. Можно сказать, что от этого отношения произошла некоторая ущербность в поведении. Когда людей долго сдерживают, а потом дают свободу, они начинают вести себя неадекватно.

Это видно и на примере США, где, после отмены сегрегации между белыми и чернокожими, возникли проблемы, которые проявились в следующем поколении.
Если говорить о России, только позже стало ясно, что для создания чего-то нового необходимо образование. Если это обострение продолжилось, то сколько времени было потеряно зря?

В наше время это также проявляется в отношении друг к другу: когда людей долго подавляют, а потом дают свободу, они пытаются самоутвердиться, что выглядит нелепо. Это особенно заметно, когда это происходит на дороге или в интернете. Попытка унизить другого не делает тебя умнее – она лишь демонстрирует низкий уровень твоей эрудиции и слабость.

Таким образом, между самоактуализацией и интеллигенцией возникают сопоставления. В отечественной психологии надо говорить о интеллигентности, включающей в себя установки и нормы поведения. Настоящий интеллигент – тот, кто интеллектуально развивается, имеет множество интересов и направлений. Интересно, что самоактуализированная и интеллигентная личности могут найти точки соприкосновения.

Подлинных самоактуализированных людей в западном понимании у нас не так много, однако интеллигентные личности проявляются, и, что важно, история отечественной психологии показывает, что таких людей можно найти на протяжении многих эпох, среди известных и менее известных личностей. Это именно интеллигентные люди, а вот самоактуализированных в российской истории в разы меньше.

Лев Николаевич Гумилев писал, что пассионарный, культурный слой общества в России к началу 90-х годов прошлого века, умер в 1990-м году, оказался полностью уничтожен.

Интеллигенция – культурный слой, и в настоящее время мы наблюдаем его возрождение и развитие. Согласно Л.Н. Гумилёву, после уничтожения и вымирания, в 90-е годы в России началось постепенное появление пассионарного культурного слоя. А историческая и культурная специфика нашей страны подразумевает стремление представителей интеллигенции к интеллигентности, а не англо-саксонскую самоактуализацию. И связано это прежде всего с различием западного и российского менталитетов.

Литература

  1. Алексеев Э. Секреты самоактуализации: как быть успешным и счастливым. – СПб.: Попурри, 2020.
  2. Выготский Л.С. Интеллигентность и культурные практики. – М.: ВКТ, 2007.
  3. Герасимов В.Г. Кто такие интеллигенты? – СПб.: Речь, 2010.
  4. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Астрель, 1993.
  5. Досси Л. Активная самоактуализация. Путь к ощущению внутренней свободы. – М.: Эксмо, 2018.
  6. Зиновьев А.А. Интеллигенция: история и судьба. – М.: Прогресс, 1991.
  7. Кириллов И. Новый мир. – М., 1991.
  8. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Астрель, 1993.
  9. Левин М.Г. Интеллигенция как культурный феномен. – М.: Наука, 2005.
  10. Лихачёв Д.С. Интеллигенция как явление. – М.: Наука, 1997.
  11. Маслоу А. Психология самоактуализации. – Харьков: Фолио, 2015.
  12. Ситников О. Самоактуализация: Миф или реальность? – М.: Эксмо, 2021.
  13. Слуцкий В. Искусство самоактуализации. – М.: Альпина Паблишер, 2019.
  14. Смыслов Д.А. Психологическая и социальная норма: нормоцентрический подход. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2020. – №2. URL: http://ppip-idnk.ru/

Об авторе

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctorof science, honoriscausa (IANH), доцент Московского института психологии, практикующий психолог-консультант.

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Ссылка для цитирования

Смыслов Д.А. Самоактуалиация и интеллигентность . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2025. №1. URL: http://ppip-idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).