ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ
научное издание

 

Чуйкова И.С. (г. Ставрополь)

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ К МАТЕРИНСТВУ

УДК 159.93

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности ценностного отношения к материнству у девочек-подростков. Анализируются факторы, влияющие на формирование этих ценностей, включая социальные, культурные и семейные аспекты. Уделяется внимание различиям в восприятии материнства среди подростков в зависимости от их жизненного опыта и окружения. Исследование также подчеркивает важность поддержки и воспитания здоровых представлений о материнстве в подростковом возрасте, что может способствовать формированию положительного отношения к этой роли в будущем.

Ключевые слова:девочка-подросток, материнство, психологические особенности, ценностное отношение, семья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Формирование ценностного отношения к материнству в подростковом возрасте – сложный процесс, обусловленный взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов. Важно понимать, как именно эти факторы влияют на восприятие материнства, и какие психологические особенности характеризуют данный возрастной период [1].

Психологические переживания девочек-подростков связаны с кризисом идентичности, стремлением определить свою роль в обществе. Ценность материнства может восприниматься девочкой по-разному: как ограничение свободы, как способ самореализации, как продолжение семейных традиций.

Подростковый возраст – это период значительных изменений в психологической структуре личности и эмоциональном состоянии ребенка. В этом возрасте происходит активное формирование идентичности, самооценки и ценностных ориентаций. По данным Л.И. Божович, подростки стремятся найти свое место в обществе, что включает в себя и поиск различных социальных ролей, в том числе ролей, связанных с материнством. Этап полового созревания девочек в подростковом возрасте характеризуется интенсивным физиологическим развитием, появлением вторичных половых признаков, активированием гормональной системы, на основании которой осуществляется выработка половых стероидов, которые способствуют лабильности настроения.

Важно отметить, что в этом возрасте девочки начинают осознавать свою половую идентичность, примеряют на себя роль взрослой женщины, осознают место женщины – матери в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование их осознанного отношения к материнству.

Одним из ключевых факторов, формирующих ценностное отношение к материнству, является семья, в которой девочка растет и развивается. Исследования показывают, что девочки, выросшие в семьях с традиционными взглядами на роль женщины, чаще воспринимают материнство как важную часть своей жизни (И.А. Соловьева). В таких семьях материнство рассматривается как основная цель для женщины. Это формирует у девочек позитивное отношение к этой роли. Напротив, в семьях, где сформированы более либеральные взглядами на гендерные роли женщины, девочки воспринимают материнство как одну из множества социальных ролей женщины. Это разрушает представление подростка о материнстве как главной функции женщины, обеспечивающей рождение здорового и желанного ребенка, воспитание будущего гражданина с крепкими нравственными устоями и ответственным отношением к своим детям.

При формировании ценностного отношения у девочки – подростка к материнству важная роль принадлежит развитию эмоциональной сферы и формированию адекватной самооценки. В исследованиях выявлено, что девочки с высокой самооценкой и развитой эмоциональной устойчивостью чаще воспринимают материнство как позитивный аспект своей жизни. Они способны осознанно подходить к вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи. Напротив, девочки с низкой самооценкой могут испытывать страх перед будущим и нежелание становиться матерями из-за неуверенности в своих силах (Е.А. Петрова).

Формированию ценностного отношения к материнству способствует наличие положительных ролевых моделей материнского поведения. В исследованиях выявлено, что девочки, которые видят успешные примеры матерей в своем окружении, чаще воспринимают эту роль позитивно. Напротив, негативные примеры могут приводить к страху или отторжению идеи материнства. Исследования показывают, что ролевые модели играют ключевую роль в формировании представлений о материнстве и семейных ценностях (И.А. Соловьева).

Образование и доступность информации о репродуктивном здоровье также играют важную роль в формировании ценностного отношения к материнству.

Под материнством понимается некий этап в жизни женщины, который характеризуется становлением образа матери в сознании девочки, девушки, женщины, осознание положительного отношения к новой социальной роли, к физиологическим изменениям, которые способствуют проявлению телесной взаимосвязи будущей матери с будущим ребенком.

Под процессом подготовки к материнству мы понимаем сложную систему физического созревания, социальной готовности и личностных установок женщины, направленных на успешное планирование беременности, зачатие, вынашивание, рождение, воспитание и развитие ребенка.

По мнению Н.Е. Рудовой, ценностное отношение к материнству выступает в качестве сформированной личностной позиции, выражающейся в перспективном биографическом проектировании, и соответствует определенным критериям (показателям): информационно-содержательный (база знаний духовно-нравственных основ жизни); ценностно-смысловой (ответственность будущего родительства перед ценностью жизни будущего ребенка); потребностно-мотивационный (сформированность естественных стремлений к полноценному материнству).

Н.Е. Рудовой выделены компоненты общей и ситуационной психологической готовности, представленные в диссертации «Система воспитания ценностного отношения к материнству»:

- Мотивационные: потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т.п.

- Познавательные: понимание, осознание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели.

- Эмоциональные: ощущение ответственности, уверенность в успехе, воодушевление, подъем настроения.

- Волевые: управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий: преодоление сомнений, болезней и др. [5].

Сформированность ценностного отношения к материнству на практике выражается в готовности иметь детей, создавать и поддерживать эту готовность в лицах с репродуктивной способностью.

Подростковой возраст является сензитивным для реализации полового воспитания и организации своевременной работы по разъяснению сложных изменений, которые происходят в организме будущей матери. В этот период значимой является помощь и поддержка со стороны семьи и взрослых, через которую подростки смогут почувствовать внимание, опору, быть защищенными, научатся доверять. Через организацию полового воспитания подростки учатся правильно чувствовать взаимоотношения, характеризующие представителей разных полов, развивают умения в овладении инстинктами и желаниями, которые возникают, проявляют выдержку и самообладание, у них формируется чувство ответственности и самосознание в вопросах сексуального сопровождения, готовность к проявлению сознательного ответственного родительства, укреплению нравственно-духовной сферы [3].

Пубертатный период выступает особым важным этапом в развитии человека, который относится к переходному или переломному моменту, между детским возрастом и взрослением, на развитие которого оказывает влияние общение со сверстниками, которому отводится лидирующая

Таким образом, формирование ценностного отношения к материнству у девочек-подростков выступает сложным и многогранным процессом, зависящего от разных факторов: психологические, социальные и культурные.

Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов о том, что:

- наиболее благоприятный возраст для формирования ценностного отношения к материнству у девочек является этап полового созревания, т.к. наступает физиологическая, социальная и личностная зрелость подростка;

- ценностное отношение к материнству – это сформированная личностная позиция, которая осознаёт важность, значимость и сложность материнской роли, ответственность матери за развитие и воспитание ребёнка, понимание необходимости материнского опыта в жизни женщины;

- формирование ценностного отношения к материнству – обеспечивается примером семьи, половым воспитанием в школе, социальным окружением.

.

Литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2024. – 204 с.
  2. Алексеева A.C., Кошелева А.Д. Диагностика и коррекция материнского отношения. – М.: НИИ семьи, 2021. – 216 с.
  3. Алиференко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с.
  4. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. – Барнаул, 2024. – 18 с.
  5. Рудова Н.Е. Система воспитания ценностного отношения к материнству: дисс. ... канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 216 с.

Об авторе

Чуйкова Ирина Сергеевна – студентка 1 курса направления подготовки 44. 04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии, Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Научный руководитель – Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор, кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Ссылка для цитирования

Чуйкова И.С. К вопросу о психологических особенностях ценностного отношения девочек-подростков к материнству. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2025. №1. URL: http://ppip-idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).